Часть - 1

  • Краткое содержание дисциплины (аннотация)

Данный курс даст студенту представления о современных принципах и методах наблюдения, описания, объяснения и прогнозирования природных катастрофических процессов. Основные темы, рассматриваемые в данном курсе:

1. Неотектоника и современная геодинамика.

2. Понятие о геокатастрофах. Классификация геокатастроф. Понятие геодинамического риска.  Факторы геодинамического риска.

3. Постановка проблемы предсказуемости геокатастроф.

4. Современное развитие компьютерной техники как универсальный инструмент изучения геокатастроф.


Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Неотектоника и катастрофические процессы» являются подготовка специалистов в области оценки и прогнозирования геокатастрофических явлений на основе изучения новейших и современных тектонических процессов и геодинамических аспектов механизмов возникновения геокатастроф.

Задачами дисциплины является – научить студентов применять методы изучения новейшей геотектоники, основам системного подхода к изучению тектонических движений, использовать теорию катастроф и ее применение к конкретным задачам новейшей геодинамики, а также умению применять эти знания для прогнозирования природных геокатастроф.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Неотектоника и катастрофические процессы» является  дисциплиной профилизации профессионального цикла  (В-ПД)  и относится к профилю Геология. Она  базируется на курсах базовой части математического и естественно-научного цикла (Б-МЕН) «Высшая математика» и «Физика», на дисциплинах профессионального цикла (Б-ПД)  «Общая геология», «Геодезия с основами космоаэросъемки», читаемых в 1 – 4 семестрах, а также  на материалах вариативной части профессионального цикла (В-ПД): «Историческая геология», «Структурная геология и геокартирование», «Геоморфология» и дисциплине профилизации (В-ПД)  «Дистанционные методы при геологических исследованиях», читаемых в 3-4, 4-5 и 5 семестрах соответственно.  Студенты, обучающиеся по данному курсу на первом этапе к 6 семестру должны знать основы общей геологии, структурной геологии и геокартирования, исторической геологии, особенно  геоморфологии и владеть методиками дистанционных геологических исследований. Теоретические и практические знания, полученные в курсе «Неотектоника и катастрофические процессы» являются основой для последующих курсов магистратуры «Методы изучения деформаций новейшего этапа», «Структурно-геоморфологическое дешифрирование топокарт», «Сейсмотектоника», «Компьютерное дешифрирование дистанционных и картографических материалов», «Космическая геодезия в геодинамике», «Физические аспекты риска геологических процессов», а также для прохождения производственных и научно-исследовательских практик и выполнения научно-исследовательских курсовых, бакалаврских и магистерских работ.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Неотектоника и катастрофические процессы» обучающийся должен:

Знать: основные методы изучения неотектонических движений; принципы построения карт новейшей и современной тектонической активности; основы системного подхода к изучению тектонических движений; системную тектодинамическую модель литосферы; тектонофизические методы изучения механизма новейшего структурообразования;  методы рангового анализа неотектонических движений; использование рангового подхода в решении задач прогнозирования; классификацию геокатастроф; их математическое описание; теорию катастроф и ее применение к конкретным задачам геодинамики; основы нелинейной геодинамики; опасные геологические процессы связанные с эндогенными факторами и экзогенными процессами.

 Уметь: определять степень геодинамического риска для конкретного промышленного объекта; рассчитывать морфометрические параметры рельефа; выбирать материалы космического зондирования для решения задач новейшей геодинамики; проводить анализ новейшей геодинамики с помощью аэрокосмических методов; использовать специальное программное обеспечение для анализа материалов дистанционного зондирования Земли; делать прогноз нефтегазоносности по результатам  дешифрирования космических материалов с использованием геоинформационных систем (ГИС) и картографических БД.

 Владеть: методиками построения карт остаточного рельефа, горизонтальной и вертикальной расчлененности рельефа; продольных профилей речных долин; ситуационных космокарт; тектонофизическими методами реконструкции полей напряжения, а именно:  методом  сопряженных пар Гзовского, статистическим методом Николаева, кинематическим методом  Гущенко-Анжелье, дифференцированным методом.

 Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет  1 зачетных единиц, 24 часов.

Структура дисциплины 

п/п

 

 

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические занятия

Семинары.

Самостоятельная раб студ.

  1.  

Введение

 

6

1

2

 

 

2

 

  1.  

Земля как сложная динамическая саморегулирующаяся система

 

6

2

2

 

 

3

Опрос

  1.  

Методы изучения вертикальных и горизонтальных неотектонических движений

 

3-5

6

 

 

3

 

  1.  

Принципы построения карт новейшей и современной тектонической активности.

 

6

6-7

4

 

 

2

Опрос

  1.  

Системная тектодинамическая модель литосферы.

9

8-9

4

 

 

 

Опрос

  1.  

Тектонофизические методы изучения механизма новейшего структурообразования. 

6

10-12

6

 

 

2

Опрос

Содержание дисциплины:

Введение. История представлений о причинах возникновения природных катастроф. Эволюция понятия "катастрофы" в геологии. Концепция катастрофизма в геологии. Геологическое время (абсолютная геохронология) и понятие "катастрофа". Катастрофические события в масштабе геологического времени. "Неокатастрофизм", дискуссия о принципах развития в геологии. Представления о глобальности и синхронности проявления геологических процессов в истории Земли. 

Современные представления о катастрофах. Пути реализации геологических процессов и влияние внешних и внутренних факторов на их развитие. Современный сценарий геологических процессов в различных геосферах Земли, их взаимосвязь, ранговый анализ. Неравновесное состояние системы - определяющий фактор процессов самоорганизации вещества. Понятые детерминированного хаоса и принципиальное изменения представлений о предсказуемости развития системы. Определение неотектоники. Основные понятия и история изучения неотектонического этапа и его влияния на опасные геологические процессы.Земля как сложная динамическая саморегулирующаяся система.

Земля как сложная динамическая саморегулирующаяся система. Основные особенности энергетического баланса Земли. Основные круговороты вещества: водный, биогеохимические, денудации-седиментации-метаморфизма-магматизма, циркуляция атмосферы и океана. Современные представления об основных закономерностях и взаимосвязях различных процессов, происходящих в литосфере. Неотектоника как научная дисциплина. Общие понятия, определения, терминология.  Новейшие и современные тектонические движения. Объекты изучения неотектоники.

Методы изучения вертикальных и горизонтальных неотектонических движений

1. Структурно-геологические методы (изучение фаций и мощностей, региональных стратиграфических перерывов, тектоно-магматических циклов, палеонтологических остатков);

2. Геоморфологические методы (изучение  орографических особенностей рельефа на суше и под водой,   морфометрических параметров, характера строения речных долин и береговых линий, поверхностей выравнивания и т.д.);

3. Дистанционные методы (исследование ландшафта с помощью космо- и аэроснимков, дешифрирование цифровых картографических материалов, теодолитная съемка, аэровизуальные наблюдения.);   

4. Геофизические методы (изучение гравитационных, магнитных и  геотермических аномалий, сейсмологические данные, сейсмическое зондирование, палеомагнетизм, геоэлектрические параметры);

5. Инструментальные методы (изучение современных тектонических движений на геодинамических полигонах, повторная триангуляция, высокоточное нивелирование, радиоинтерференционный метод определения расстояния между пунктами наблюдений, данные GPS, деформографы);

6.  Гидрологические методы (изучение современных тектонических движений при помощи мореографов и футштоков, мониторинг изменения уровня подземных вод);

7. Геохимические методы (изучение газового дыхания Земли, водородные, гелиевые, радоновые и прочие эманации);

8.  Историко-археологические методы;

9. Тектонофизические методы изучения напряженного состояния (по сопряженным системам скалывания, при помощи статистического анализа трещиноватости, методом кинематического анализа).

Принципы построения карт новейшей и современной тектонической активности. Типы и масштабы карт. Производные от карт новейшей тектоники. Карты градиентов, тектонической активности, дробности, дисперсии амплитуд неотектонических движений. Соотношение современных, новейших и более древних движений. Выделение групп, категорий и типов движений.

Системная тектодинамическая модель литосферыОсновы системного подхода к изучению неотектонических движений. Постулаты и принципы системного подхода. Понятие о рангах неотектонических движений. Характер и специфика проявления неотектонических движений на платформенных и орогенных территориях. Методы рангового анализа неотектонических движений для дизъюнктивных и пликативных деформаций. 

Тектонофизические методы изучения механизма новейшего структурообразования. Адаптивное физическое моделирование. Тектонофизические методы реконструкции полей напряжения. a)Метод сопряженных пар (метод Гзовского) b)Статистический метод (метод Николаева) c)Кинематический метод (метод Гущенко-Анжелье) d) Дифференцированный метод

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

        В течение преподавания курса «Неотектоника и катастрофические процессы» в качестве форм текущего контроля успеваемости студентов используются такие формы, как собеседование при приеме результатов практических работ с оценкой. По итогам обучения в 6-ом семестре во время зачетной сессии проводится зачет.


 Разработчик:

  Зайцев В.А.                     v.zaitsev@mail.ru